-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2014
Развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий в 1 классе речевой школы.
Развитие личности обучающихся на
основе освоения универсальных учебных действий в 1 классе речевой школы.
Вся общеобразовательная и коррекционная работа в речевой школе направлена
на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие. При отборе программного
материала, условий и методик обучения учитывала
личностные, психофизиологические и интеллектуальные особенности развития обучающихся.
Основная
цель моей работы - подготовить обучающихся к жизни с последующей адаптацией
их в обществе;
-обеспечить
системно - деятельностный подход к обеспечению условий для воспитания и
развития личности обучающихся;
-учить
преодолевать интеллектуальные и познавательные трудности при обучении,
развивать творческий и личностный потенциал обучающихся.
В процессе
коррекционно - образовательной работы поставлены задачи:
- выявлять
образовательные потребности обучающихся, обусловленные особенностями психофизического
развития;
-осуществлять
индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь с учётом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся;
-обеспечить
возможность освоения основной образовательной программы начального общего
образования, отвечающей требованиям ФГОСа;
-
формировать у обучающихся УУД, способствующих развитию социального опыта и
коррекции личности.
Целью
психолого-педагогического сопровождения обучающихся является обеспечение условий для оптимального интеллектуального
и личностного развития обучающихся, успешной интеграции их в социуме.
Психолого-педагогическое
сопровождение включает:
-диагностика
когнитивно - познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
-создание
благоприятных социально-педагогических условий для развития личности,
успешности обучения;
-конкретную
психолого-педагогическую помощь ребёнку.
Педагогический
блок построен на основе:
-формирования
универсальных учебных навыков;
-коррекционно-развивающей
работы, способствующей преодолению школьной неуспешности.
Задачи
педагогического блока:
1.Формирование
УУД по предметам речевого и неречевого цикла.
2.Развитие
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Психологический
блок построен в соответствии со следующими направлениями:
-работа
над изначально имеющимися психологическими проблемами, провоцирующими
неуспешность в обучении;
-профилактическая
работа, предупреждающая появление и развитие особых личностных и эмоциональных
качеств.
Задачи
психологического блока:
1.Развитие
и коррекция познавательных процессов: восприятия; внимания; памяти.
2.Развитие
мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение,
выделение существенного.
3.Развитие
оптико-пространственного восприятия, мелкой и общей моторики.
4.Развитие
наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления.
5.Формирование
позитивной «Я-концепции», мотивация достижений, снятия тревожности, страхов.
6.Развитие
способности конструктивных коммуникаций и адекватного восприятия
действительности.
В процессе
работы предусматриваю использование продуктивных видов деятельности, способствующих формированию навыков
планирования, самооценки, самоконтроля. К ним относятся самостоятельные,
практические и творческие работы. На уроках
использую сочетание традиционной технологии: тесты, практические задания с
разнообразными приемами критического мышления, а именно: кластер, синквейн, ромашка
Блума. Формирую первоначальные навыки проектной деятельности. В процессе работы
использую различные средства ИКТ. В процессе
обучения использую интегрированные уроки для наилучшего достижения результатов.
При оценке
достижений обучающихся провожу контрольные работы, срезы знаний. Оценка данных
работ носит качественный характер.
Для оценки
достижений использую следующие критерии:
1.
Критерии общего развития.
2.
Критерии речевого развития.
3.
Критерии обученности по предметам.
При оценке
общего развития использую следующие критерии:
1)
осознанность (понимание объяснений учителя);
2)
организованность;
3)
самостоятельность;
4)
самоконтроль;
5)
работоспособность;
6)
прочность усвоения учебного материала.
При оценке
речевых умений использую следующие критерии:
1)
понимание обращённой речи;
2)
звукопроизношение;
3)
развитие фонематического слуха и восприятия;
4)
правильное употребление лексики по изученным
темам;
5)
правильное построение предложений всех
изученных конструкций;
6)
овладение навыками чтения (способ чтения,
правильность, выразительность, осознанность, орфоэпичность) в соответствии с
требованиями программы;
7)
овладение навыками орфографического письма;
8)
уровень
сформированности самостоятельной связной устной и письменной речи (пересказ,
устное связное высказывание).
В оценке образовательных достижений учитываю:
1)
изменения (динамика) личности обучающихся,
2)
качество усвоения учебного материала,
3)
степень сформированности учебной деятельности
(коммуникативная, читательская, трудовая),
4)
степень сформированности основных умственных
действий (обобщение, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, классификация,
умение связно излагать свои мысли),
5)
уровень развития познавательной активности,
интересов, отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания.
Критерии
эффективности: результативность (эффективность) программы отслеживается по двум
направлениям:
1.
психолого-педагогическая диагностика динамики
развития когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сфер;
2.
отслеживание результативности обучения по
школьной программе.
В
результате учебной деятельности у обучающихся должны сформироваться не только
предметные знания и умения, но и определенные универсальные учебные умения: личностные,
коммуникативные, регулятивные, познавательные (таблица 1).
Таблица 1
Формирование универсальных учебных
действий.
Личностные
УУД |
Метапредметные
УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
|
·
внутренняя
позиции школьника на основе положительного отношения к школе; ·
принятие
образа «хорошего ученика»; ·
положительная мотивация и познавательный интерес к
изучению курсов лингвистического цикла, математики, технологии, физической
культуры, музыки; изобразительной деятельности; ·
самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности; ·
следование
в поведении социальным нормам; ·
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; ·
уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов; ·
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях; ·
этические чувства, прежде всего доброжелательность и
эмоционально-нравственная отзывчивость |
·
начало
формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий (в справочных материалах учебника) ·
использовать
знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения
языковых задач; ·
находить,
характеризовать, сравнивать, классифицировать ·
осуществлять синтез как составление целого
из частей |
·
начальные
навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; ·
следовать
при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия; ·
учится
применять установленные правила в планировании
способа решения; ·
выполнять
учебные действия в громкоречевой и умственной формах; ·
использовать
речь для регуляции своего действия; ·
предвосхищать результаты; ·
сличать
способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона;
·
адекватно
воспринимать предложения учителей, родителей и других людей по исправлению
допущенных ошибок; ·
выделять
и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
В процессе
обучения дети учатся: ·
ставить
вопросы; ·
обращаться
за помощью; ·
формулировать
свои затруднения; ·
предлагать
помощь и сотрудничество; ·
оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь; ·
договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; ·
строить понятные для партнёра
высказывания; ·
слушать собеседника; ·
учитывать разные мнения при работе в
паре; ·
договариваться и приходить к общему
решению; ·
формулировать собственное мнение и
позицию; ·
осуществлять взаимный контроль; ·
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих. |
В процессе
освоения программы у обучающихся формируются следующие результаты.
Личностные
результаты.
1.Формирование
целостного, социально ориентированного
взгляда на мир.
2.Формирование
уважительного отношения к иному мнению.
3.Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
4.Развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах.
5.Развитие
этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в различных социальных ситуациях.
7.Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
результаты.
1.Овладение
способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Формирование
умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.Использование знаково-символических средств предоставления
информации.
4.Активное
использование речевых средств и для решения коммуникативных и познавательных
задач.
5.Использование
различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи
информации.
6.Овладение
логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
7.Готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8.Определение
общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9.Готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Литература
1. 1.Закон об образовании, 2013г.
2. Примерные программы начального
общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. 317с.
3. Программа специальных
общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовительный, 1 – 4 классы.
4. Программы общеобразовательных учреждений «Школа России».
5. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и
науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с.
Карманова О.О.
Поделиться в социальных сетях: