-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2014
Учимся читать. Сборник заданий и упражнений по выработке навыка смыслового чтения
Введение
Чтение можно сравнить
с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение будет основано на
умении ребёнка понимать смысл прочитанного текста, вычленять необходимую
информацию. Иными словами, чтение из цели начального обучения превращается в
средство дальнейшего получения знаний учащимися.
В процессе чтения
осуществляется деятельность зрительного, речедвигательного и речеслухового
анализаторов. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и
узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими
звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова,
его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его
значением, осуществляется понимание читаемого.
Таким образом, в
процесс чтения можно условно выделить две стороны:
·
техническую (соотнесение зрительного образа с
произношением);
·
смысловую (которая является основной целью чтения).
Из всего сказанного
можно сделать вывод, что без умения чётко, без ошибок читать ученик не поймёт
смысла текста, и главная цель чтения не будет достигнута.
В последнее время увеличивается количество
детей, имеющих недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза,
что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении программы начального
общего образования. Возникает необходимость осуществлять работу по формированию
осознанного чтения с учётом индивидуальных особенностей звуковой стороны речи у детей.
В данном пособии все задания построены на основе общих
педагогических принципов – сознательное усвоение детьми пройденного материала,
учёт возрастных особенностей, постепенный переход от простого к сложному и др.
Вместе с тем учитываются коррекционные принципы, предусматривающие преодоление
нарушенного слухопроизносительного взаимодействия, лежащего в основе овладения
звуковым составом слова. Этими принципами являются:
·
формирование связи фонемы и графемы в процессе овладения
правильным произношением, что позволяет преодолеть разрыв между достигнутой
правильной артикуляцией и недостаточностью анализа;
·
соблюдение строгой последовательности при прохождении звуков
и букв их обозначающих определённой группы, что предупреждает их смешение;
·
исключение из устных и письменных упражнений и заданий
всех звуков, которые детьми неправильно произносятся. Это предупреждает
закрепление неправильного произношения звуков и облегчает овладение звуковым
анализом слова.
Предлагаемое пособие
является практическим руководством для учителей – логопедов, учителей начальных
классов общеобразовательных и коррекционных школ, родителей учащихся 1-2
классов. Кроме того, данное пособие целесообразно использовать на уроках
лингвистического цикла на всех этапах урока.
К каждому заданию или
упражнению даётся инструкция, которая поможет учителю – логопеду правильно
использовать то или иное задание, упражнение. Однако эта инструкция не исключает
инициативы учителя – логопеда в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся.
Лексический материал
пособия соответствует программным требованиям.
Каждый раздел пособия
строится следующим образом:
·
чтение слов (анализ и
синтез звукового состава слова)
·
чтение предложений
(анализ и синтез предложение, деформированное предложение)
·
чтение текстов,
которые даются для пересказа по вопросам и без вопросов.
Все задания, так или
иначе, связаны с текстом, его чтением или созданием. Все задания направлены на
развитие языковой способности и наблюдательности, на формирование навыков
речевой коммуникации. В сборнике есть логические упражнения, задания для
развития внимания и памяти.
Поделиться в социальных сетях: