2024

Формирование речевой компетенции обучающихся с ТНР в процессе реализации коррекционного курса «Произношение».

В статье рассматривается один из курсов коррекционно- развивающейся области АООП: «Произношение», направленный на формирование речевой компетентности у обучающихся с ТНР.

ФГОС НОО для детей с ОВЗ подразумевает, что после освоения программы дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [3.с.4] Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Она предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Речевая компетентность обучающихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс его будущей взрослой жизни, т.к. учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.

Обучение по АООП НОО для детей с ОВЗ/ ТНР Вариант 5.2, имеющих I, II и III уровни ОНР, согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, является сложнейшей дидактической задачей, поскольку у таких детей изначально в разной степени нарушены или недостаточно сформированы звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй, связная речь. Нарушения устной речи обучающихся с ТНР впоследствии приводят к возникновению нарушений письменной речи: дисграфии и дислексии. Данные нарушения не позволяют приступить к усвоению ряда учебных предметов на общих основаниях.

В процессе обучения обучающихся с ТНР выявляется противоречие между низким уровнем сформированности всех структурных компонентов речи и необходимостью формирования навыков практического пользования родным языком в конкретных ситуациях общения.

В связи с особенностями речевого развития обучающихся с ТНР в структуре АООП предусмотрен учебный план, в котором выделена коррекционно – развивающая область. В данную область входят следующие коррекционные курсы «Произношение», «Развитие речи», «Логопедическая ритмика», «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа». Коррекционные курсы данной области связаны между собой и направлены на устранение недостатков речевого развития детей (закрепление правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопление и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя языка, понимание синтаксических конструкций и овладение различными видами речи) и созданию у них готовности к овладению школьными навыками и умениями на уроках коррекционно – лингвистического цикла («Обучение чтению», «Обучению письму», «Русский язык», «Литературное чтение») и на остальных предметах.

В процессе коррекционного курса «Произношение» осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. Он является пропедевтическим курсом перед изучением учебных предметов «Обучение чтению» и «Обучению письму», «Русский язык».

Данный курс рассчитан на 2 – 3 года (1(д.), 1 (н.) и 2классы). В учебном плане ФГОС НОО для детей с ОВЗ предусматривается он и в 3-4 классах, но в нашей школе мы реализуем его до 2 класса в связи с высокими, эффективными результатами коррекционной работы педагогов.

Тематика коррекционного курса «Произношение», последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по «Обучение чтению» и «Обучение письму», но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным. Сам коррекционный курс реализуется в индивидуальных и подгрупповых формах работы. Обобщение содержания происходит в процессе фронтальных учебных предметов «Развитие произношения», «Обучение чтению», «Обучение письму».

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР.

·         психофизиологических механизмов, которые лежат в основе овладения произношением: правильного речевого дыхания, голосообразования, артикуляционной моторики

·         произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

·         фонематического восприятия

·         языкового анализа и синтеза

·         сложной слоговой структуры слова

·          формирование, развитие и обогащение лексического строя речи

·          практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи

·         формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно – повествовательной, монологической (учебное высказывание).

Учитывая общее недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке «Произношения» ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова, начиная со слов простой звуко-слоговой структуры.

Новая звуко-слоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

В результате данной работы обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их словарь, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках «Произношения» ставятся в соответствии с программами лингвистических циклов.

Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Весь процесс коррекционно – развивающей работы построен с учетом планирования и оречевления деятельности обучающихся. Работа в процессе реализации коррекционного курса «Произношение» строится с учетом аналитико – синтетического метода М.И.Горецкого.

Одним из требований реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ является формирование универсальных учебных действий у обучающихся, использование продуктивных видов деятельности, способствующих формированию навыков планирования, самооценки, самоконтроля, которые необходимы для развития речевых компетенций обучающихся с ТНР.

В своей работе использую наглядные методы: алгоритм планирования работы (структура урока), артикуляционный профиль звука, рассматривание картин и рисунков, показ образца задания и способа выполнения, знаково-символическое моделирование (схемы артикуляции звука, характеристики звука, схема слогов, слов и предложений, модели предлогов, обозначение интонационно - ритмической структуры слова и предложения).

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания, загадки, игры-драматизации, прием словотворчеств, словесные игры, логосказки, показ образца выполнения.

Практические методы: подражательно-исполнительные и ролевые игры; вопросно-ответные игры, игры-драматизации, моделирование; графические схемы; знаковые схемы; речевые и творческие упражнения.

Данная коррекционно – развивающая работа приводит к умению обучающихся практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, а также к повышению эффективности учебного процесса и самореализации обучающихся в социуме.

Результатом всей проведенной работы является успешное участие обучающихся в различных внеклассных мероприятиях, конкурсах на школьном, региональном, областном и общероссийском, международном уровнях.

Список литературы:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на 2021-2025гг. Уровень образования - начальное общее образование.

2. Логопедия: Учебник для студентов деф.пед.вузов/ Под ред.Волковой Л,С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998. -680с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 и одобренный Минюстом 2 февраля 2015.

Карманова О.О.