-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2024
Формирование речевой компетенции обучающихся с ТНР в процессе реализации коррекционного курса «Произношение».

В статье рассматривается один из курсов коррекционно- развивающейся области АООП: «Произношение», направленный на формирование речевой компетентности у обучающихся с ТНР.
ФГОС
НОО для детей с ОВЗ подразумевает, что после освоения программы дети должны
овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах» [3.с.4] Сегодня модель выпускника предполагает
владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью,
продиктованной потребностями современного общества.
Под
речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным
языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика,
жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их
совокупности. Она предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую,
диалогическую и монологическую составляющие.
Речевая
компетентность обучающихся рассматривается в образовательном процессе не только
как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс его
будущей взрослой жизни, т.к. учебный процесс должен максимально способствовать
самореализации школьника.
Обучение
по АООП НОО для детей с ОВЗ/ ТНР Вариант 5.2, имеющих I, II и III уровни ОНР, согласно
психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, является сложнейшей
дидактической задачей, поскольку у таких детей изначально в разной степени
нарушены или недостаточно сформированы звукопроизношение, фонематическое
восприятие, лексико-грамматический строй, связная речь. Нарушения устной речи
обучающихся с ТНР впоследствии приводят к возникновению нарушений письменной
речи: дисграфии и дислексии. Данные нарушения не позволяют приступить к
усвоению ряда учебных предметов на общих основаниях.
В процессе обучения обучающихся с ТНР выявляется
противоречие между низким уровнем сформированности всех структурных
компонентов речи и необходимостью формирования навыков практического
пользования родным языком в конкретных ситуациях общения.
В
связи с особенностями речевого развития обучающихся с ТНР в структуре АООП
предусмотрен учебный план, в котором выделена коррекционно – развивающая
область. В данную область входят следующие коррекционные курсы «Произношение»,
«Развитие речи», «Логопедическая ритмика», «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа». Коррекционные
курсы данной области связаны между собой и направлены на устранение недостатков речевого развития
детей (закрепление правильного произношения звуков и слов различной слоговой
структуры, накопление и обогащение словарного запаса, развитие грамматического
строя языка, понимание синтаксических конструкций и овладение различными видами
речи) и созданию у них готовности к овладению школьными навыками и умениями на
уроках коррекционно – лингвистического цикла («Обучение чтению», «Обучению
письму», «Русский язык», «Литературное чтение») и на остальных предметах.
В
процессе коррекционного курса «Произношение» осуществляется закрепление
практических речевых умений и навыков обучающихся. Он является пропедевтическим
курсом перед изучением учебных предметов «Обучение чтению» и «Обучению письму»,
«Русский язык».
Данный курс рассчитан на 2 – 3 года
(1(д.), 1 (н.) и 2классы). В учебном плане ФГОС НОО для детей с ОВЗ предусматривается
он и в 3-4 классах, но в нашей школе мы реализуем его до 2 класса в связи с
высокими, эффективными результатами коррекционной работы педагогов.
Тематика коррекционного курса «Произношение»,
последовательность формирования правильного произношения и развития
фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по «Обучение
чтению» и «Обучение письму», но имеет опережающий характер. К моменту усвоения
той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить
соответствующий звук и уметь выделять его из речи. Учитывая трудности
автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может
быть значительным. Сам коррекционный курс реализуется в индивидуальных и
подгрупповых формах работы. Обобщение содержания происходит в процессе
фронтальных учебных предметов «Развитие произношения», «Обучение чтению»,
«Обучение письму».
Содержание программы коррекционного курса
«Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой
компетенции обучающихся с ТНР.
·
психофизиологических механизмов, которые
лежат в основе овладения произношением: правильного речевого дыхания,
голосообразования, артикуляционной моторики
·
произносительной стороны речи в
соответствии с нормами русского языка;
·
фонематического восприятия
·
языкового анализа и синтеза
·
сложной слоговой структуры слова
·
формирование, развитие и обогащение
лексического строя речи
·
практическое овладение основными закономерностями
грамматического строя речи
·
формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно – повествовательной,
монологической (учебное высказывание).
Учитывая общее недоразвитие речи обучающихся, на
каждом уроке «Произношения» ставятся комплексные задачи, направленные не только
на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой
функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического,
семантического).
Последовательность работы над нарушенными звуками
определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их
артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у
каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. В процессе
автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача
коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова, начиная со слов простой
звуко-слоговой структуры.
Новая звуко-слоговая структура закрепляется на
артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей.
Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звуко-слоговой
структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов
речи.
В результате данной работы обучающиеся овладевают не
только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но
и в значительной мере расширяется и уточняется их словарь, происходит
совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и
словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического
строя речи на уроках «Произношения» ставятся в соответствии с программами лингвистических
циклов.
Выбор и использование
метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и
задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными,
индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Весь процесс коррекционно – развивающей работы
построен с учетом планирования и оречевления деятельности обучающихся. Работа в
процессе реализации коррекционного курса «Произношение» строится с учетом
аналитико – синтетического метода М.И.Горецкого.
Одним из требований реализации ФГОС НОО для детей с
ОВЗ является формирование универсальных учебных действий у обучающихся,
использование продуктивных видов деятельности, способствующих формированию
навыков планирования, самооценки, самоконтроля, которые необходимы для развития
речевых компетенций обучающихся с ТНР.
В своей работе использую наглядные
методы: алгоритм планирования работы (структура урока), артикуляционный профиль
звука, рассматривание картин и рисунков, показ образца задания и способа
выполнения, знаково-символическое моделирование (схемы артикуляции звука, характеристики
звука, схема слогов, слов и предложений, модели предлогов, обозначение
интонационно - ритмической структуры слова и предложения).
Словесные методы: рассказ, беседа,
объяснение, уточнение и распространение высказывания, загадки,
игры-драматизации, прием словотворчеств, словесные игры, логосказки, показ
образца выполнения.
Практические методы:
подражательно-исполнительные и ролевые игры; вопросно-ответные игры,
игры-драматизации, моделирование; графические схемы; знаковые схемы; речевые и
творческие упражнения.
Данная коррекционно – развивающая работа приводит к
умению обучающихся практически пользоваться родным языком в конкретных
ситуациях общения, а также к повышению эффективности учебного процесса и
самореализации обучающихся в социуме.
Результатом всей
проведенной работы является успешное участие обучающихся в различных
внеклассных мероприятиях, конкурсах на школьном, региональном, областном и
общероссийском, международном уровнях.
Список литературы:
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на 2021-2025гг. Уровень
образования - начальное общее образование.
2.
Логопедия: Учебник для студентов деф.пед.вузов/ Под ред.Волковой Л,С.,
Шаховской С.Н. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998. -680с.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009г. №373.
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 и одобренный
Минюстом 2 февраля 2015.
Поделиться в социальных сетях:
Формирование речевой компетенции обучающихся с ТНР в процессе реализации коррекционного курса «Произношение».
